Эдуард Артемьев: «Для меня нет разделения на жанры»

11 сентября 2019 в 12:16

Полный зал, оглушительные аплодисменты и сам композитор в зале – в Кемерове состоялась премьера симфонической сюиты «Алтайский сказ. Полет над временем».

3 сентября филармония Кузбасса порадовала кемеровчан удивительным, грандиозным концертом. Кемерово стал первым городом большого сибирского тура, где зрители могли познакомиться с сочинением известного композитора, народного артиста России Эдуарда Артемьева. В зале на премьере присутствовал и сам маэстро. А до начала концерта он анонсировал свое творение и ответил на вопросы журналистов об истории его создания и работе композитора.

 

Эдуард Артемьев (Э. А.): Произведение было создано в содружестве с Алтайской филармонией. Это была их инициатива: они отобрали из моего творчества несколько интересующих их идей, и уже из этого мы вместе собрали кантату. И хотя судить о ней не мне, я доволен случившимся событием. Тем более, что попытка сделать что-то подобное у меня уже была ранее… Профессиональная музыка и фольклор никак не разделимы, это разные грани великого тела музыки. На этот раз фольклор, который связан с Алтаем - удивительное горловое пение, необычайные, странные инструменты - я попытался внедрить в симфоническое полотно. И думаю, что сочетание произошло. В сюите оркестр является аккомпанирующим пространством, которое окружает ведущую акустику Алтая. Окружить народное, натуральное исполнение некой симфонической структурой - очень перспективная идея. В записи я уже это делал, а вот вживую это был первый опыт, но я продолжу его в новых работах.

 

! Симфоническая сюита «Алтайский сказ. Полет над временем» - это сплав симфонической и электронной музыки со звучанием традиционных алтайских инструментов.  Необычную, космическую музыку дополняет художественное слово и современная компьютерная графика. В каждом городе к исполнению сюиты присоединяется местный хоровой коллектив. Так, в Кемерове вместе с симфоническим оркестром Государственной филармонии Алтайского края, солистами и исполнителями на этнических инструментах выступил Губернаторский камерный хор.

Эдуард Николаевич, работа над «Алтайским сказом» была скорее непохожей на ранее созданные вами произведения или это в привычном вам стиле?

Э. А.: Рука-то родна! (Смеется). Еще во времена работы над саундтреком к фильму «Солярис» у меня сложилось свое ощущение музыки – она бесконечна. Особенно когда появилась электроника, вторглись технологии, появилась возможность… Нет! Возникла необходимость объединить тот звуковой мир, который нас окружает. Привычные до того времени инструменты оказались лишь частью музыкального мира, а теперь мы смогли им овладеть в полной мере. И вот в своем творчестве я пришел к выводу, что для меня не существует стилей или жанров. Нужна бас-гитара - я возьму ее, нужно что-то другое - не колеблясь включу это. Мир звуков неразделим. И полистилистика – это единственно возможное для меня направление, я просто не могу работать по-другому. Так было в этой работе, во всех моих предыдущих работах, так будет впредь.

Что, на ваш взгляд, является изюминкой сюиты?

Э. А.: Судить об этом будет слушатель. Для меня же, как для композитора, оказалось очень ценно присутствие фольклора. А еще некоторые вещи были написаны раньше для синтезатора, и так случилось, что именно здесь я услышал их в исполнении оркестра.

Как вам кажется, в будущем классические постановки уступят таким смешанным жанрам и мистериям?

Э. А.: Любые новые направления берут начало из классических произведений. Например, написанная мною рок-опера «Преступление и наказание» задумывалась как чисто роковое произведение. Но в процессе создания выяснилось, что там просто необходимы и симфонические включения, и городские вальсы, и народные отрывки с гармонью. Так что без классики никуда.

А есть что-то, что вы совершенно не приемлете в музыке?

Э. А.: Есть. Я совершенно не признаю минимализм. Там нет загадки, нет непредсказуемости. Для меня это неинтересно.

Эдуард Николаевич, в реальной жизни вы часто слышите звуки, которые кажутся вам интересными, странными?

Э. А.: Я постоянно нахожусь в звуковом поле, это мой мир. Он звучит вне зависимости от меня, и я конечно нахожу много интересного в окружающем. Но многие звуки я выдумываю сам. Сейчас существует огромное количество программ, которые позволяют синтезировать любые, не существующие в натуральном окружении звучания. Хотя, как складывается музыка? Этого не скажет никто. И я не знаю… Возможно это единственный инструмент, данный человеку для общения с богом?

Бывает так, что вы трудитесь над произведением и вдруг понимаете, что получилось что-то блистательное?

Э. А.: Нет, никогда. Я знаю, что все можно продолжать.

А в чем вы черпаете вдохновение?

Э. А.: За всем должна стоять крепкая мысль. И ежедневный труд. Даже когда совсем нет желания – оно придет в процессе. Но без кропотливой работы не будет достойного результата. Я твердо осознал это, когда мне стукнуло 60. Помню Андрей Кончаловский сказал мне, что если я не закончу все, что задумал, сейчас, то не сделаю этого никогда. Потом начнутся болезни, внуки… и музыка в моей закончится. И от этих слов я просто похолодел. За два года я закончил все, что тянул годами – железно, как монах, отошел от мира и работал так увлеченно, как никогда до. Это было счастливейшее время в моей жизни!

В завершении пресс-конференции Эдуард Артемьев поделился своими планами: «Время сжимается сейчас для меня. Но я хочу успеть как можно больше поэтому продолжаю писать. Есть наброски, которые нужно завершить, и идеи, которые я хочу успеть реализовать. Я затеял два мюзикла – «Раба любви» и «Три товарища» по Ремарку. Балет «Щелкунчик». Надеюсь, что смогу представить их и кузбасскому слушателю».

 

Виктория Жалуманова.

Фото: филармония Кузбасса.


Комментарии

Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите или авторизуйтесь через социальные сервисы